В образовательной организации образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации по следующим образовательным программам:
1.Программы для обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения, в соответствии с ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 1 дополнительный класс, 1-9 классы (Вариант 1)
2. Программы для обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения, в соответствии с ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 1 дополнительный класс, 1-9 классы (Вариант 2)
3. Программы для детей с расстройствами аутистического спектра, 1 дополнительный класс, 1 -4 классы (Вариант 8.3)
4. Программы для детей с расстройствами аутистического спектра, 1 дополнительный класс, 1 -4 классы (Вариант 8.4)
5. Программы для обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения, 9-11 классы
6. Основные общеобразовательные программы дошкольного образования
Описание программ
Адаптированная основная образовательная программа образования детей с интеллектуальными нарушениями для 1 дополнительного, 1-4 классов (вариант 1)
АООП разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП и адаптирована для обучения данной категории учащихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР для 1 дополнительного, 1-4 классов (вариант 2).
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2), - это программа, адаптированная для данной категории обучающихся с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития каждого ребёнка, их социальную адаптацию в современно обществе.
В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Продолжительность образования. Руководствуясь принципом нормализации жизни, общее образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР по адаптированной основной общеобразовательной программе происходит в течение 13 лет. Процесс образования может происходить как в классах с 1 дополнительного по 12 (по одному году обучения в каждом), так и в близко возрастных классах (группах) по возрастающим ступеням обучения. Основанием для перевода обучающегося из класса в класс является его возраст.
Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни.
Адаптированная основная образовательная программа образования детей с интеллектуальными нарушениями для 5-9 классов (вариант 1)
АООП адаптируется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся.
Для обеспечения возможности освоения обучающимися АООП, может быть применена сетевая форма ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, а также при необходимости с использованием ресурсов и иных организаций.
Структура АООП включает целевой, содержательный и организационный разделы в соответствии с требованиями Стандарта.
Вариант 1 АООП содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью 5-9 классов, получение образования вне зависимости от выраженности основного нарушения, наличия других нарушений развития, места проживания обучающегося, вида образовательной организации.
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает в пролонгированные сроки образование по АООП, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
На основе Стандарта создается АООП, которая при необходимости индивидуализируется, к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.
АООП для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) в части создания специальных условий получения образования.
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР для 5-9 классов (вариант 2)
АООП адаптируется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Структура 2 варианта АООП включает целевой, содержательный и организационный разделы в соответствии с требованиями Стандарта.
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает в пролонгированные сроки образование по АООП (вариант 2), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
АООП для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) в части создания специальных условий получения образования.
АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2 этапе (5-9классы) составляют 5 лет.
Цель второго этапа направлена на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с РАС (вариант 8.3)
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), вариант 8.3 (далее АООП НОО РАС 8.3) ― это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с РАС, осложненными умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (вариант 8.3), обучающийся с РАС получает образование, несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников и в более пролонгированные календарные сроки. Сроки получения начального общего образования обучающимися с РАС пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и определяются Стандартом.
АООП предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся с детьми и взрослыми в доступных для них пределах, поэтапное формирование учебной деятельности.
Нормативный срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (вариант 8.3) составляет 6 лет.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с РАС (вариант 8.4)
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), вариант 8.4 (далее АОП НОО РАС 8.4) ― это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Вариант 8.4 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения: шесть лет.
В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, АООП НОО РАС 8.4 предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличении общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет. АООП НОО РАС 8.4 определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
На основе АООП НОО РАС 8.4 для каждого обучающегося разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (далее - СИПР), учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.
АООП НОО РАС 8.4 предполагает планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работу по организации регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми. Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других). Специальные условия обучения и воспитания включают использование, с учетом медицинских показаний, аппаратуры разных типов коллективного и индивидуального пользования, дополнительных ассистивных средств и средств альтернативной коммуникации.
Нормативный срок освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (вариант 8.4) составляет 6 лет.
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 9-12 классов
Адаптированная основная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптирована для обучения данной категории учащихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
В 2023-2024 учебном году программа реализуется в 9-12 классах.
Адаптированная основная образовательная программа образования детей с интеллектуальными нарушениями для 10-12 классов (вариант 2)
Адаптированная основная образовательная программа образования детей с интеллектуальными нарушениями для 10-12 классов (вариант 2)
АООП адаптируется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Структура 2 варианта АООП включает целевой, содержательный и организационный разделы в соответствии с требованиями Стандарта.
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает в пролонгированные сроки образование по АООП (вариант 2), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
АООП для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) в части создания специальных условий получения образования.
Адаптированная основная образовательная программа профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностей служащих по профессии «Швея»
Адаптированная основная образовательная программа профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностей служащих по профессии «Швея» обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими интеллектуальные нарушения без получения среднего общего образования, сроком обучения 1 год 9 месяцев, разработана в соответствии с требованиями профессионального стандарта (квалификационной характеристики) по профессии 1601 Швея. АООП ПО составлена в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная основная образовательная программа профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностей служащих по профессии «Столяр строительный»
Адаптированная основная образовательная программа профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностей служащих по профессии 18880 Столяр строительный обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими интеллектуальные нарушения без получения среднего общего образования, сроком обучения 1 год 9 месяцев, разработана в соответствии с требованиями профессионального стандарта (квалификационной характеристики) по профессии 18880 Столяр строительный. АООП ПО составлена в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
При разработке программы учтены:
- особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- неоднородность состава группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- диапазон возможностей освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ в различных условиях обучения.
|
Наименование программы |
Предметная область |
Перечень предметов |
Количество обучающихся |
|
Адаптированная основная образовательная программа образования детей с нарушениям интеллекта для 1 дополнительного, 1-4 классов (вариант 1) |
Язык и речевая практика |
Русский язык Чтение Речевая практика |
58 |
|
Математика |
Математика |
||
|
Естествознание |
Мир природы и человека |
||
|
Искусство |
Музыка Рисование (изобразительное искусство) |
||
|
Адаптивная физическая культура |
Адаптивная физическая культура |
||
|
Технология |
Ручной труд |
||
|
Коррекционно-развивающая область |
Ритмика Развитие психомоторики и сенсорных процессов Логопедические занятия |
||
|
Адаптированная основная образовательная программа образования детей с нарушениям интеллекта для 1 дополнительного, 1-4 классов и ТМНР для 1 дополнительного, 1-4 классов (вариант 2). |
Язык и речевая практика |
Речь и альтернативная коммуникация |
31 |
|
Математика |
математические представления |
||
|
Окружающий мир |
Окружающий природный мир Человек Домоводство окружающий социальный мир |
||
|
Искусство |
Музыка и движение Изобразительная деятельность |
||
|
Физическая культура |
Адаптивная физическая культура |
||
|
Технология |
Профильный труд |
||
|
Коррекционные курсы: |
Коррекционно-развивающие занятия Сенсорное развитие Двигательное развитие Предметно-практические действия Альтернативная коммуникация |
||
|
Адаптированная основная образовательная программа образования детей с нарушениям интеллекта для 5-9 классов (вариант 1) |
Язык и речевая практика |
Русский язык, чтение, Математика Информатика |
129 |
|
Математика |
|||
|
Естествознание |
Природоведение Биология География |
||
|
Человек и общество |
Основы социальной жизни Мир истории История Отечества |
||
|
Искусство |
Музыка Рисование (изобразительное искусство) |
||
|
Адаптивная физическая культура |
Адаптивная физическая культура |
||
|
Технология |
Профильный труд |
||
|
Коррекционно-развивающая область |
Ритмика Развитие психомоторики и сенсорных процессов Логопедические занятия |
||
|
Адаптированная основная образовательная программа образования детей с нарушениям интеллекта для 1 дополнительного, 1-4 классов и ТМНР для 5-9 классов (вариант 2) |
Язык и речевая практика |
Речь и альтернативная коммуникация |
25 |
|
Математика |
математические представления |
||
|
Окружающий мир |
Окружающий природный мир Человек Домоводство окружающий социальный мир |
||
|
Искусство |
Музыка и движение Изобразительная деятельность |
||
|
Физическая культура |
Адаптивная физическая культура |
||
|
Технология |
Профильный труд |
||
|
Коррекционные курсы: |
Коррекционно-развивающие занятия Сенсорное развитие Двигательное развитие Предметно-практические действия Альтернативная коммуникация |
||
|
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с расстройствами аутистического спектра, 1 дополнительный класс, 1 -4 классы (Вариант 8.3) |
Язык и речевая практика |
Русский язык Чтение Речевая практика |
14 |
|
Математика |
Математика |
||
|
Естествознание |
Мир природы и человека |
||
|
Искусство |
Музыка Рисование |
||
|
Адаптивная физическая культура |
Адаптивная физическая культура |
||
|
Технология |
Ручной труд |
||
|
Коррекционно-развивающая область |
Формирование коммуникативного поведения Музыкально-ритмические занятия Социально-бытовая ориентировка Развитие познавательной деятельности |
||
|
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с расстройствами аутистического спектра, 1 дополнительный класс, 1 -4 классы (Вариант 8.4) |
Язык и речевая практика |
Речь и альтернативная коммуникация |
12 |
|
Математика |
математические представления |
||
|
Окружающий мир |
Окружающий природный мир Человек Домоводство окружающий социальный мир |
||
|
Искусство |
Музыка и движение Изобразительная деятельность |
||
|
Физическая культура |
Адаптивная физическая культура |
||
|
Технология |
Профильный труд |
||
|
Коррекционные курсы: |
Коррекционно-развивающие занятия Сенсорное развитие Двигательное развитие Предметно-практические действия Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие |
||
|
Адаптированная основная образовательная программа образования детей с нарушениям интеллекта для 1 дополнительного, 1-4 классов для 10-12 классов |
Язык и развитие речи |
Письмо и развитие речи Чтение и развитие речи |
15 |
|
Математика |
Математика Информатика |
||
|
Естествознание |
География Биология |
||
|
Человек и общество |
История России Этика и психология семейной жизни Социально-бытовая ориентировка Основы финансовой грамотности |
||
|
Физическая культура |
Физкультура |
||
|
Технология |
Профессионально-трудовое обучение |
||
|
Адаптированная основная образовательная программа образования детей с нарушениям интеллекта для 1 дополнительного, 1-4 классов для 10-12 классов (вариант 2) |
Язык и речевая практика |
Речь и альтернативная коммуникация |
4 |
|
Математика |
математические представления |
||
|
Окружающий мир |
Окружающий природный мир Домоводство окружающий социальный мир |
||
|
Искусство |
Музыка и движение Изобразительная деятельность |
||
|
Физическая культура |
Адаптивная физическая культура |
||
|
Технология |
Профильный труд |
||
|
Коррекционные курсы: |
Коррекционно-развивающие занятия Сенсорное развитие Двигательное развитие Предметно-практические действия Альтернативная коммуникация |
||
|
Адаптированная основная образовательная программа профессионального обучения программа профессиональной подготовки по профессии 1601 Швея |
Адаптационный цикл |
Основы делового и творческого письма Основы экономических знаний Обществознание Этика и психология семейной жизни Социально-бытовая адаптация Физкультура |
11 |
|
Специальный курс |
Технология изготовления швейных изделий Основы материаловедения Оборудование швейных предприятий Конструирование швейных изделий |
||
|
Практическое обучение |
Производственное обучение |
||
|
Адаптированная основная образовательная программа профессионального обучения программа профессиональной подготовки по профессии 18880 Столяр строительный |
Адаптационный цикл |
Основы делового и творческого письма Основы экономических знаний Обществознание Этика и психология семейной жизни Социально-бытовая адаптация Физкультура |
|
|
Специальный курс |
Основы черчения Основы столярного производства Технология изготовления столярных изделий и столярно-монтажных работ Материаловедение |
||
|
Практическое обучение |
Производственное обучение |