В образовательной организации образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации по следующим образовательным программам:
1.Программы для обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения, в соответствии с ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 1 дополнительный класс, 1-9 классы (Вариант 1)
2. Программы для обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения, в соответствии с ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 1 дополнительный класс, 1-9 классы (Вариант 2)
3. Программы для детей с расстройствами аутистического спектра, 1 дополнительный класс, 1 -4 классы (Вариант 8.3)
4. Программы для детей с расстройствами аутистического спектра, 1 дополнительный класс, 1 -4 классы (Вариант 8.4)
5. Программы для обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения, 9-11 классы
6. Основные общеобразовательные программы дошкольного образования
Описание программ
Адаптированная основная образовательная программа образования детей с интеллектуальными нарушениями для 1 дополнительного, 1-4 классов (вариант 1)
АООП разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП и адаптирована для обучения данной категории учащихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР для 1 дополнительного, 1-4 классов (вариант 2).
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2), - это программа, адаптированная для данной категории обучающихся с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития каждого ребёнка, их социальную адаптацию в современно обществе.
В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Продолжительность образования. Руководствуясь принципом нормализации жизни, общее образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР по адаптированной основной общеобразовательной программе происходит в течение 13 лет. Процесс образования может происходить как в классах с 1 дополнительного по 12 (по одному году обучения в каждом), так и в близко возрастных классах (группах) по возрастающим ступеням обучения. Основанием для перевода обучающегося из класса в класс является его возраст.
Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни.
Адаптированная основная образовательная программа образования детей с интеллектуальными нарушениями для 5-9 классов (вариант 1)
АООП адаптируется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся.
Для обеспечения возможности освоения обучающимися АООП, может быть применена сетевая форма ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, а также при необходимости с использованием ресурсов и иных организаций.
Структура АООП включает целевой, содержательный и организационный разделы в соответствии с требованиями Стандарта.
Вариант 1 АООП содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью 5-9 классов, получение образования вне зависимости от выраженности основного нарушения, наличия других нарушений развития, места проживания обучающегося, вида образовательной организации.
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает в пролонгированные сроки образование по АООП, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
На основе Стандарта создается АООП, которая при необходимости индивидуализируется, к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.
АООП для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) в части создания специальных условий получения образования.
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР для 5-9 классов (вариант 2)
АООП адаптируется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Структура 2 варианта АООП включает целевой, содержательный и организационный разделы в соответствии с требованиями Стандарта.
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает в пролонгированные сроки образование по АООП (вариант 2), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
АООП для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) в части создания специальных условий получения образования.
АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2 этапе (5-9классы) составляют 5 лет.
Цель второго этапа направлена на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с РАС (вариант 8.3)
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), вариант 8.3 (далее АООП НОО РАС 8.3) ― это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с РАС, осложненными умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (вариант 8.3), обучающийся с РАС получает образование, несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников и в более пролонгированные календарные сроки. Сроки получения начального общего образования обучающимися с РАС пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и определяются Стандартом.
АООП предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся с детьми и взрослыми в доступных для них пределах, поэтапное формирование учебной деятельности.
Нормативный срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (вариант 8.3) составляет 6 лет.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с РАС (вариант 8.4)
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), вариант 8.4 (далее АОП НОО РАС 8.4) ― это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Вариант 8.4 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения: шесть лет.
В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, АООП НОО РАС 8.4 предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличении общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет. АООП НОО РАС 8.4 определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
На основе АООП НОО РАС 8.4 для каждого обучающегося разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (далее - СИПР), учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.
АООП НОО РАС 8.4 предполагает планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работу по организации регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми. Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других). Специальные условия обучения и воспитания включают использование, с учетом медицинских показаний, аппаратуры разных типов коллективного и индивидуального пользования, дополнительных ассистивных средств и средств альтернативной коммуникации.
Нормативный срок освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (вариант 8.4) составляет 6 лет.
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 9-12 классов
Адаптированная основная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптирована для обучения данной категории учащихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
В 2023-2024 учебном году программа реализуется в 9-12 классах.
Адаптированная основная образовательная программа образования детей с интеллектуальными нарушениями для 10-12 классов (вариант 2)
Адаптированная основная образовательная программа образования детей с интеллектуальными нарушениями для 10-12 классов (вариант 2)
АООП адаптируется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Структура 2 варианта АООП включает целевой, содержательный и организационный разделы в соответствии с требованиями Стандарта.
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает в пролонгированные сроки образование по АООП (вариант 2), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
АООП для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) в части создания специальных условий получения образования.